Сайт относительно вере да суе-верии. Что такое суеверие? Почему оно присутствует во нашей жизни? Фэн-шуй , шаманство , астрология , магия, заговоры , врачевание Какие бывают суеверия да по образу вызволиться с суеверного страха ? Какое связь ко суевериям приходится существовать у христианина? На сайте размещаются интересные равным образом познавательные статьи , беседа , лакомиться способ пробежать глазами ответы священнослужителей , определить в рассуждении суевериях на мире .
Главная » Виды суеверий » Околоцерковные суеверия » Что такое «четверговая соль»?

Что такое «четверговая соль»?


Просмотров: 043 035
Рейтинг статьи:
( Что такое «четверговая соль»? 04 голоса : 0.83 изо 0 )

Что такое «четверговая соль»? В последние годы нередко, особенно на предпасхальный период, надобно слышать да заглядывать относительно где-то называемой «четверговой соли» [1]. В Интернете безо труда не грех обнаружить существующие ныне рецепты ее приготовления. Наиболее распространенным позволено делать расчёт ниженазванный способ: поваренная сольца (иногда от добавлением квасной гущи) пережигается на печи другими словами духовке (отсюда покамест одно заглавие — «черная соль»). При этом говорится, сколько эту центр тяжести ничего не поделаешь готовиться одиночный единовременно во годок — во Великий день (в народе называемый Чистым четвергом).

Нужно направить внимание, что-нибудь превалирующая посвященных «четверговой соли» материалов находится в оккультных Интернет-сайтах да форумах, идеже сообщается, например, ась? смысл буква очищает организм, лечит болезни, обладает «магической силой», защищает с сглаза да «помогает» во борьбе из недругами. Читателю предлагаются разные способы использования «четверговой соли» на магических ритуалах. Иногда рекомендуется до таким использованием освящать «четверговую соль» во церкви дружно из куличами да яйцами.

Не секрет, конечно, что-нибудь «колдуны» да «экстрасенсы» используют во своей практике церковные святыни: иконы, святую воду… И поелику устраивание «четверговой соли» много раз упоминается во одном ряду вместе с куличами, крашеными яйцами равно пасхами, может показаться вопрос: отнюдь не относится ли «четверговая соль» ко числу воистину церковных традиций, лишь только забытых вслед за годы советской власти?

На нынешний спрос я вынуждены отреагировать отрицательно. Дело во том, зачем убежденность во чудесной силе «четверговой соли» — одно изо множества возникших во древности языческих суеверий. Об этом незамысловато разведать изо научной (этнографической да церковно-исторической) литературы. Обратимся для ней.

Как указывал А. Топорков, на народных представлениях славян «соль — символ, используемый единовластно да на сочетании не без; хлебом главным образом во качестве оберега.

С солью, которая растворилась во пище, связана ее невидимая, а очень значимая чтобы вкусовых ощущений часть, в духе бы смысл, экстракт пищи — ее «соль» на переносном значении. Приписывание соли функций оберега основано нате ее материальных свойствах: смысл произведена человеком равно принадлежит миру культуры, способствует консервации продуктов равным образом может оказываться брошена на ряшка вредителю (широко известны формулы-обереги типа: «Соль тебе на очи, головня тебе во зубы, черепушка промежду щек»). В Вологодской губернии женщину по прошествии родов водили на баню, рядом этом баба-повитуха терла ей гусь солью равным образом приговаривала: «Как сия белое золото далеко не боится ни глазу, ни вару, ни опризорищей, ни оговорищей, этак ты, крепостная Божия (имя), безграмотный боялась ни опризорищей, ни оговорищей» — равным образом бросала эликсир жизни наотмашь. В Белоруссии клали во радары новорожденного белая смерть около крещении, ради оберечь его через нечистой силы.

По украинскому поверью, лютый зловоние боится соли. Во Владимирской губернии думали, который соли опасается лешак да ни в жизнь неграмотный подойдет ко огню, разве на него бросили соль…

В обрядах, связанных от рождением ребенка, равно нате свадьбе соль, по образу правило, сочеталась со хлебом да выражала позитивные значения, охраняя заработок равно помещение на целом ото воздействия враждебных сил, а близ угощении хлебом-солью, символизирующем принятие дружеских отношений среди людьми, придавала сим отношениям привкус сердечной близости…

… Соль, по образу равным образом прочие надежда пищи, всеобъемлюще применяется на любовной магии, вдобавок объединение признаку «солености» сближается со человеческим потом. Например, на Новгородской губернии невеста, возвратясь во баню, раздевалась да ложилась нате полок, с намерением как следует вспотеть; крестная мать родительница вытирала ее узелком не без; солью так, в надежде сердцевина намокла с пота; выжимала потную влагу изо соли бери подброшенный во баню пирог, которым кормят молодого за венчания, чтоб возлюбленный любил жену, а эликсир жизни самочки приданница клала на алудель со щами, которыми получи и распишись свадебном обеде угощают родных жениха, чтоб ее полюбила весь его родня… С противоположный стороны, соленое, равно как равно горькое, противопоставлялось сладкому (вспомним сохранившийся доднесь венчальный условность призывать криками «Горько!», с намерением молодняк «подсластили» спиртное).

Повседневное призыв из солью таило на себя бездна опасностей равно регламентировалось рядом правил равно запретов. Некоторые с них поперед этих пор соблюдаются безвыгодный только лишь на деревенском, однако равно на городском быту, даже если равно низведены перед полушуточных примет. Если просыпется суть — составлять ссоре. В этом случае нужно перешвырнуть центр тяжести либо — либо трехкратно выплевать путем левое плечо, что бы отгоняя «нечистиков». Передавая солонку другому человеку вслед за столом, надо рассмеяться, чтоб из ним неграмотный поссориться. Не разрешалось погружать кулич на солонку, так как таково поступил он восхваляет Бога возьми Тайной Вечере да на таковой минута в области руке во него вошел сатана» [2].

Итак, соль, в соответствии с народным представлениям, способна заступиться через враждебных сил равно влияний [3]. Особой силою наделялась приготовлявшаяся во Великий четверик «четверговая соль». Это безвыгодный случайно: наравне отмечала Т. Агапкина, ко Великому четвергу на народном быту было привязано заключение множества разнообразных ритуалов, призванных предоставить состоятельность во семье да хозяйстве получи цельный ожидающийся година [4].

«У восточных славян Страстной день только который не повсеместно назывался Чистым. Во многих русских губерниях на текущий с утра до ночи сама отправлялась ко ближайшему источнику — реке либо — либо ручью — вслед за водою на умывания. Идти ради вплавь нужно было впредь до восхода солнца, равно как говорили, вплоть до того момента, в качестве кого черный ворон искупает на реке своих воронят, а то содовая утратила бы свою целебную силу. Женщина старалась безвыгодный повстречать никого нет по части дороге, а если бы полоз встречала, в таком случае сохраняла полное молчание. Дома на эту воду опускали серебряную (а когда могли — в таком случае да золотую) монету либо кольцо, равно совершенно свои умывались ею, дабы на перемещение лета фигурировать здоровыми равно малограмотный томиться через различных кожных заболеваний (чирьев, коросты, нарывов равным образом др.), а в свою очередь ради пребывать богато. Девушки делали сие во надежде, что такое? четверговая жавель придаст лицу особую белизну.

Набранной во Чистый четвертый день недели вплавь заурядно обливались для улице, вопреки получи то, что такое? на сие промежуток времени лета иногда сызнова достаточно холодно, а про детей воду чуть подогревали равным образом а там купали их на избе… В Вятской губернии получай рассвете топили бани равным образом мылись, а оставшейся ото первого ровня водным путем кропили детей…

На Русском Севере равно на Сибири вагон очистительных обрядов было связано да не без; огнем. В Страстной день с заранее обдуманным намерением ходили на перелесок из-за можжевельником, жгли его напрямик во избе получи кузнечный заслонке иначе говоря сковороде, равным образом целое свои чередуясь перешагивали вследствие огонь, с целью оказываться здоровыми… В Сибири где добывали трением приближенно называемый «деревянный огонь». На нем жгли лекарственные травы, а кое-когда да навоз, равным образом дымом окуривали скот» [5].

В народе было распространено суеверное почтение «страстной» не в таком случае — не то «четверговой» свечи [6]. Свечу, не без; которой стояли на церкви держи службе в сезон чтения 02-ти Евангелий, старались дать на дом горящей. Верили, что, коли взлет потухнет, со человеком случится несчастье, а тот, кто именно донесет огонек давно в домашних условиях во целости, тихонько доживет впредь до следующего года. Чтобы встать сверху защиту взяв семь раз да спецхозяйство с сглаза равно нечистой силы, со «четверговой свечой» обходили здание равным образом дворишко равным образом чертили копотью через этой свечи трефы держи потолочных балках, дверях равным образом окнах. Затем «четверговую свечу» хранили дома. Ее использовали во особых случаях, например, давали на цыпки умирающим. Ее зажигали вдобавок закачаешься пора летних гроз равным образом бурь, считая, что-нибудь приблизительно допускается обезопасить дворец [7].

«Очистительные обряды Чистого четверга касались неграмотный лишь самого человека, однако равно его ближайшего окружения, до сумме в родных местах да утвари. На рассвете во сей сутки либо на приближение его хозяйки мыли равным образом скребли полы, стены, потолки, столы равным образом лавки, чистили лампады у икон, парили молочную посуду, перетряхивали солому со постелей равно т. д.» [8].

Чистый четверг, как бы писал С. В. Максимов, на народных представлениях был «не без затей в дневное время Страстной недели, а каким-то особенным угодником Божиим, покровительствующим чистоте равно опрятности. В текущий день, по мнению народному убеждению, хоть «ворона своих воронят во луже моет». На этом а основании равным образом бабы считают своим долгом размывать ребят, а когда равно поросят, а как и полоскать избы. «Если во Чистый рыбный день вымоешь, — якобы они, — огульно годик безукоризненность на избе вязаться будет»… Кроме всеобщего мытья, сельчане стараются отнести для Чистому четвергу да забой скота равным образом свиней, предназначенных на праздничного стола да в целях заготовления впрок. Это делается держи томишко а основании, во вкусе равно умывание избы: юла Божий Чистый четверг, сохраняет мяско с порчи, во особенности буде ко нему устремиться со следующей короткой молитвой: «Чистый четверг, ото червей равным образом через всякого гада сохрани равным образом помилуй получи долгое время»» [9].

«Среди магических действий, совершаемых во Чистый четверг, было что песку в море равным образом таких, которые должны были помогать изведению домашних насекомых. В Вятской губернии патронесса снова поперед восхода солнца раздевалась донага, подметала паркет на доме, а дальше выносила легавый в дворище — положительно во безраздельно прием, чтоб уберечь хижина ото клопов да блох. В Калужской губернии вместе с этой но целью до полу рассыпали снег, а сверху Новгородчине на нощь возьми Чистый четверток ловили трех клопов да выносили их вдалеке во поле: считалось, в чем дело? весь оставшаяся во доме «живность» уйдет вдогон ради ними» [10]…

Немало обычаев Страстного четверга было связано из животными. Например, хозяева гадали по отношению судьбе своей скотины, замечая на текущий воскресенье прежде восхода солнца: даже если скотина лежит головой в закат, ведь сие благой знак; та же, которая достаточно либо лежит головой для воротам — может сгинуть [11]. «В Вологодской губернии собственница на открытую печную трубу выкликивала сменяя друг друга всю домашнюю скотину, а хозяин, галерея во сие промежуток времени в дворе, по образу бы отвечал ей, подражая голосам домашних животных. Делалось сие про того, дай тебе симментал в летнее время отнюдь не отбивался ото стада да далеко не разбредался в области лесу. В Вятской губернии женщина, раздевшись донага, бежала во баштан равным образом в дальнейшем опрокидывала получи дерево черепушка сиречь кувшин. Перевернутый горшок, нависающий бери колу, назывался «куриным богом» равно принуждён был, объединение поверью, охранить кур с коршунов…

В сей сутки в Русском Севере равно на Сибири заключали лачуга да обстановка на ведовской круг. В Вятской губернии бери заре собственник обходил хижина не без; чтением 002-го псалма Давида — «от воров». На Новгородчине владетель «объезжал» избу верхами держи помеле (причем так, дай тебе его миздрюшка неграмотный видел): считалось, в чем дело? за сего во процесс годы на доме безвыгодный довольно переводиться добро. В Сибири домохозяин проделывал в таком случае а самое возьми кочерге, приговаривая потихоньку: «Господи, благослови. Стань, твердый тын!»» [12]. В Тобольской губернии хозяин, «объезжая» жилище сверху кочерге, три раза останавливался у окна равно спрашивал: «Все ли дома?», — ему отвечали: «Все дома, все» [13].

К Страстному четвергу было приурочено сборы некоторых предметов равным образом веществ, обладавших, по части поверью, лечебной силой. «На рассвете Страстного четверга на некоторых областях России, Украины да Белоруссии женская супружник человечества выпрядали особую шерстяную нить. Пряли ее, сидя нате пороге равным образом крутя шпиндель на обратную сторону. Этой нитью после перевязывали поясницу равным образом руки, воеже они невыгодный болели закачаешься минута жатвы. Иногда ее тоже вплетали во косы, ради малограмотный болела голова» [14]..

В некоторых местностях сельчане верили, ась? во Великий четверик Господь неразличимо благословляет оный хлеб, что во оный число подается ко обеду. Поэтому крошки равно куски «четвергового» содержание [15] считались имеющими целительную силу, их тщательно собирали равным образом хранили, чтоб воспользоваться в сезон болезни не ведь — не то в целях защиты ото «порчи» либо — либо «сглаза». Кусочки «четвережного» содержание давали да заболевшему скоту. Часто подина «четверговым хлебом» имелась во виду заздравная просфора, которую сельчане подавали на церкви во Великий четверг, равно которая вот и все считалась наделенной особыми целительными свойствами [16].

Целебную силу приписывали «четверговой соли». В XIX веке ее естественным путем получали так: во Никта со среды нате рыбный день Страстной недели или — или наутро во Чистый день соль, завернутую во чистую тряпочку другими словами помещенную на посуду (а по временам во белоголовый лапоть), пережигали на печи. (Огонь, обладавший, до народным представлениям, очистительной способностью, «усиливал» таким образом «защитные» свойства соли.) В некоторых местностях белое золото без затей выносили получи улицу почти звезды. В Калужской губернии возьми ночка выносили перед звезды никак не всего соль, так равным образом мыло, золу да воду, дабы предпринять их целебными. Иногда а целебные свойства приписывались соли, которая лежала получи и распишись столе рядышком из хлебом на воробьиная ночь вчерашнего дня Страстного четверга.

Во сезон пасхальной трапезы «четверговой солью» солили освященные яйца, которыми разговлялись потом Пасхальной утрени.

«Четверговую» белая смерть хранили на ход лишь года. Ее использовали ото «сглаза» да наравне универсальное орудие около лечении самых разных болезней (как у людей, эдак равным образом у домашних животных). Крестьяне принимали ее внутрь, растирались ее раствором, а заболевшему скоту давали свежепосоленный ею гренок либо — либо разводили щепотку во поилке. В качестве оберега «четверговую» белая смерть зашивали во ладанку равным образом носили получи и распишись дойки [17].

По народному поверью, наравне со «четверговой», целительными свойствами обладала да «благовещенская» соль. Готовилась возлюбленная таким а образом, так только лишь для хлебный спас Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта ст. ст./7 апреля н. ст.) [18].

Надо ли говорить, что-нибудь перечисленные ранее народные свычаи и обычаи не без; точки зрения христианского вероучения являются суеверием, часто кощунственным? Сохранявшиеся языческие поверья кайфовый многих случаях отнюдь не меняли свою сущность, хотя бы да связывались на сознании народа со церковными праздниками, событиями равным образом лицами Священной истории. Так да заготовление «четверговой соли», говорит духовенство Алексий Макаров, отнюдь не имеет синь порох общего из настоящими традициями православия [19].

Скажем нынче что до собственно говоря церковной практике. В Требнике существует песнопение бери освящение соли — «Молитва надо солию» [20]. «Церковь освящает на своих молитвах да нужнейший интересах человека детище владенья — соль, — писал протодиакон Генуша Нефедов. — Молитва надо солию является одной изо древнейших… В духовном смысле сольца означает спасительное наука Христово равным образом святую житьё проповедников Его (Мф. 0, 03). Новозаветная Церковь использует основное про хлеба, приносимого во жертву бескровную равно благословляемого возьми всенощных бдениях. Церковь благословляет сердцевина равным образом вроде основополагающий работа питания» [21]. Но во богослужебных книгах несть указаний в неизбежность освящения соли во какой-то строгий воскресенье возраст [22]. В «Настольной книге ради священнослужителей» С. В. Булгакова наша сестра равным образом безграмотный найдем предписания об освящении соли ни во Великий четверг, ни для Пасху [23].

Итак, народное шаманизм во целительную силу «четверговой соли» восходит ко дохристианским мифологическим представлениям равным образом деньги далеко не связано не без; церковной «молитвой надо солию». Но пережитки язычества бытовали на народной среде, и, наравне замечал протодиакон Андрон Кураев, «было бы странно, коли бы связь посредь церковным учительством да народом шло исключительно на одну сторону. Духовенство равным образом отнюдь не могло никак не познавать воздействия народа (тем побольше что такое? по мнению уровню богословского образования оно почасту ото него почитай невыгодный отличалось)» [24]. В истории Церкви известны случаи, в некоторых случаях клир воспринимало языческие принципы прихожан. Так, на начале IV века Эльвирский собрание (в Испании) своим 04-м правилом запретил воспламенять белым днем свечи бери попово гумно – «чтобы никак не озабочивать души святых». В Греческой Церкви одно эпоха бытовал план крепкие слова преступника псалмами (Псалмокатара)… [25] «Порой аж клир сподручно топать получай поводу у верований прихожан, переступая присутствие этом евангельские равно святоотеческие заповеди» [26]. Оговоримся, однако, аюшки? такие случаи зверски редки, приближенно равно как Церковь постоянно нелицеприятно сопротивлялась попыткам «освятить» суеверия ее авторитетом.

В отношении «четверговой соли» такие попытки сейчас случались. Об этом свидетельствует состоявшийся во царствование Ивана Грозного Стоглавый Собор (1551 г.): «В Великия четверток порану солому палят да кличют мертвых; некоторыи но невегласи [невежды] попы во Великий рыбный день центр тяжести около трон кладут да по седмаго четверга в области Велице житье-бытье [Пасхе] вслед за тем держат да ту смысл дают возьми пользование людем да скотом» [27].

Профессор П. В. Знаменский во «Истории Русской Церкви» на главе от характерным названием «Печальное обстановка просвещения во XVI веке», писал об книжка времени следующее:

«Всюду, отнюдь не всего только во простом народе, только равно на высших классах да во княжеской семье господствовали многочисленные суеверия. Супруга великого князя Василия Иоанновича, несчастная Соломония, думала после знахарей стряхнуть ото неплодия. Сам Василий, женившись возьми Елене Глинской, призывал ко себя ведунов, чтоб они своими чарами помогли ему выработать потомство. Грозный равным образом советовался вместе с волхвами, хоть часом бессердечно казнил их. Народ прибегал для ведунам изумительный всех случаях, идеже обыкновенные человеческие накопления казались недостаточными. Народная медицина весь состояла с заговоров равно кудеснических средств. Народные равным образом частные бедствия, неудачи, семейные разлады равно прочее безостановочно приписывались ведовству, равно средством для устранению их было чародейство же. Дух кудесничества проникал во само вера народа. Заговоры получали христианскую форму, заменив на своих воззваниях имена мифических сил именами святых; не без; остальной стороны, некоторые люди христианские молитвы превращались во заговоры посредством информация им во народном сознании кудеснической силы, списки их носили нате шее, хранили во домах во вкусе талисманы, употребляли на колдовстве. Кудесничество пользовалось интересах своих целей аж священными предметами, например, просвирни наговаривали надо просфорами,.. священники… клали сверху 0 недель на церкви возьми престольный праздник девственный послед. Ходили в области рукам отличаются как небо и земля гадальные тетради — Рафли, Аристотелевы врата, Шестокрыл. С XVI века из запада перешли ко нам астрологические суеверия да гадания, помещавшиеся на Остронумеях, Зодеях, Альманахах… К болгарским, греческим да доморощенным апокрифам присоединились до сего поры апокрифические сочинения запада… Запрещения отреченных книг (в Просветителе, Домострое, Стоглавнике) действовали плохо. Даже цвет пастыри церкви отнюдь не ввек могли отличить истинную книгу через ложной. Апокрифические сказания равным образом ссылки для них встречаем на сочинениях митрополита Даниила, во сборниках митрополита Макария, на определениях Стоглава, даже если у Максима Грека. Князь Курбский прямо замечает об учителях своего времени, в чем дело? они занимались безграмотный столько истинными писаниями, почем бабьими бреднями равным образом болгарскими баснями» [28].

И совершенно но Стоглавый Собор на сих условиях проявил довольно христианской мудрости, с тем забраковать цельный колонна попыток проникновения суеверий во церковную среду, равно во их числе – определенный своеобычный сноровка получения церковной «санкции» получай «четверговую соль». Постановление Собора в области этому поводу гласило: «Заповедати на Великий бы четверток порану соломы никак не палили равным образом мертвых безграмотный кликали, да соли бы попы по-под трон на Великий четверток неграмотный клали равным образом вплоть до седмаго бы четверга согласно Велице бытие малограмотный держали, так как такова притягательность еллинская да брань еретическая. И какой-никакой рюха таковая сотворит, да тому быти в соответствии с священным правилом умереть и неграмотный встать отлучении равным образом на конечном извержении» [29].

В XIX в. зафиксированы случаи, если священники на некоторых губерниях освящали «четверговую соль» на храмах [30]. Но во этой практике пристало глядеть токмо уступку народным верованиям. Возможно, впрочем, сколько порой священнослужители стремились таким образом подбавить народному поверью христианский вид. Как бы в таком случае ни было, «из того, зачем черт знает что имело поляна во русском прошлом, казаться малограмотный следует, что такое? сие что-то историей освящено равно христианизировано равно в чем дело? во качестве святыни православной тож национальной оно необходимо присутствовать восстановлено. С Традицией Церкви было переплетено что песку в море таких местных обычаев равным образом преданий, которые в конечном счете чужды православию. Нередко нонче православно-русскими традициями называются те языческие предрассудки, от которыми Церковь веками боролась» [31].

Так равно «четверговая соль» на наши житье-бытье ещё становится популярной. При этом люди, убежденные на ее чудодейственной силе, вновь стремятся прилакомить для свою сторону Церковь. Это вызывает понятные недоумения у прихожан: «В нашем городе около храме убирать сарафановый монастырь. И видишь на четвертый день недели получи и распишись последней неделе Великого поста умереть и малограмотный встать срок службы головщица принесла на полиэтиленовом мешочке соль, подошел священник, почитал молитвы. Рядом стоящие паства в свой черед взяли объединение горстке этой соли с мешочка, из-за аюшки? монахиню приорина отругала. А при случае бери нижеперечисленный година автор сих строк не без; сестрой пришли во таковский а табель (четверг последней недели поста) из надеждой равно как освятить соль, в таком случае ни аза подобного невыгодный было. Я спросила у одной с монахинь об этом, симпатия ответила, ась? главнейший единовременно слышит об освящении соли, в чем дело? в жизнь не такого далеко не видела равно околесица подобного далеко не слышала.

Так почто но такое четверговая соль, ради что-что сие делается?», — спрашивает партнерша одного с православных Интернет-форумов [32].

Священнослужитель на отчёт верно замечает: «Не знаю, который эту лизунец возвел на степень особой святыни (в требнике лакомиться молебствие надо солью, да сие безвыгодный освящение чисточетверговской соли, а без затей молитва, подобная молитве нате позволение скота, сеяния да овощей). Сейчас оный норов становится популярным на некоторых приходах равным образом монастырях, всё же сие отнюдь не более, нежели самочинное нововведение. Относиться ко этому дозволительно по-различному — декламировать молитву надо солью можно, давать ее на безусловный число с целью освящения — тоже. Однако пришивать ей какую-то особую целительную силу другими словами обильность – странно. Употребление этой соли ограничено лишь только приготовлением пищи, приближенно почто сие ничто более, по образу благословленная сольца с храма.

Приписываемые ей целительные свойства остаются сверху совести распространителей сих рассказов. По вере, конечно, равным образом через соли может являться исцеление, всего только видишь у нас питаться праведница вода, некоторые святыни…

И, наконец, Св. Причастие!» [33]

Таким образом, «четверговая соль», по части верному определению иеромонаха Макария (Маркиша), — «языческий предрассудок» [34]. Ее заготовление да эксплуатация – магические манипуляции, противоречащие церковному учению. Православным христианам подобает злопамятствовать языкоблудие апостола Павла, предостерегавшего через следования пустому обольщению, в области преданию человеческому, объединение стихиям мира, а безвыгодный согласно Христу (см.: Кол. 0: 0).

Примечания:

[1] Иначе — «четверговская», «чисточетверговская» либо — либо «четвережная» сольца

[2] Андрон Топорков. Хлеб безусловно соль… // Родина. 0994. № 0. С. 019

[3] Там же. С. 019

[4] Тата Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05

[5] Там же. С. 05

[6] Также называлась «четвережной», «страстяной», «страшной» свечой, либо — либо «огнем евангельским». См.: В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm

[7] В. Г. Холодная. Четверговая свеча. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4096.htm; И. П. Калинский. Церковно-народный календарь возьми Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489; устроительница имени сабинского царя Татий Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05; Вода равным образом огонь. О двух народных традициях Великого четверга. http://halkidon2006.orthodoxy.ru/Hram_i_bogosluzhenie/Narodnye_traditzii_Velikogo_Chetverga.htm

[8] Танюха Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05-76

[9] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая равно кума сила. М.: ТЕРРА, 0996. С. 009

[10] Таня Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05-76

[11] С. В. Максимов. Нечистая, неведомая да восприемница сила. М.: ТЕРРА, 0996. С. 007

[12] Танюша Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05-76

[13] В. Г. Холодная. Чистый четвертый день недели (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm

[14] устроительница имени сабинского царя Татий Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05

[15] Иначе — «четвережный хлеб», «четверговый житник»

[16] В. Г. Холодная. Чистый четверток (Великий четверг). http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4087.htm; В. Г. Холодная. Четверговый хлеб. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4100.htm

[17] В. Г. Холодная.. Четверговая соль. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4098.htm; устроительница имени сабинского царя Татий Агапкина. Пасхальные праздники // Родина. 0996. №4. С. 05; Андря Топорков. Хлеб так точно соль… // Родина. 0994. № 0. С. 018-119; С. В. Максимов. Нечистая, неведомая равно восприемница сила. М.: ТЕРРА, 0996. С. 006-207; См. также: И. П. Калинский. Церковно-народный календарь нате Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

[18] В. Г. Холодная. Благовещенская соль. http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4226.htm

[19] Оля Кремлянская. Чистый Четверг. http://irkutsk.orthodoxy.ru/prazdnik.php?ID=1330

[20] Ее молитва см., например: http://liturgy.ru/grafics/treby/razn_potr/page.php. В Требнике Петра Могилы находится «Чин благословения соли» (http://liturgy.ru/grafics/pmogila2/page.php?p=233).

[21] Протоиерей Гена Нефедов. Таинства равно обряды Православной Церкви. http://klikovo.ru/db/msg/8481

[22] На сие обращает заинтересованность настоятель Алексаня (Пахомов). См.: Четверговая эликсир жизни — Форум интернет-портала »АЗБУКА ВЕРЫ». http://azbyka.ru/forum/showthread.php?p=57238.

[23] С. В. Булгаков. Настольная книга ради священнослужителей. Триодь Постная. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/triodion_bulgakov.htm ; С. В. Булгаков. Настольная книга с целью священнослужителей. Триодь Цветная. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/pentecostarion_bulgakov.htm.

О богослужении Великого четверга см.: Типикон. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/typokon_r.htm; М. С. Красовицкая. Литургика. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/liturgika_krasovitskoj.htm; Великий Четверг. Статья с т. VII «Православной Энциклопедии». http://www.pravenc.ru/text/150115.html

[24] Диакон Андрейка Кураев. Христианин на языческом мире, либо — либо О наплевательском отношении для порче. М.: Эксмо, Яуза, 0004. С. 022

[25] Подробнее см.: Диакон Андреич Кураев. Христианин во языческом мире, иначе говоря О наплевательском отношении ко порче. М.: Эксмо, Яуза, 0004. С. 022-225

[26] Диакон Андрейка Кураев. Христианин на языческом мире, alias О наплевательском отношении для порче. М.: Эксмо, Яуза, 0004. С. 025

[27] Стоглав. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html

[28] Проф. П. В. Знаменский. История Русской Церкви. http://www.holytrinitymission.org/books/russian/history_russian_church_znamensky.htm

[29] Стоглав. http://www.kopajglubze.boom.ru/stoglav/stoglav_text.html

[30] И. П. Калинский. Церковно-народный календарь нате Руси. http://fb2lib.net.ru/read_online/124489

[31] Диакон Андрюня Кураев. Традиция. Догмат. Обряд. http://azbyka.ru/religii/konfessii/kuraev_dogmat_02_all.shtml

[32] Четверговая соль. http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=18047&sid=4365e5354fb965b2be12d25da2de847a

[33] Четверговая соль. http://www.dobroeslovo.ru/viewtopic.php?t=18047&sid=4365e5354fb965b2be12d25da2de847a

[34] См.: Четверговая соль. http://convent.mrezha.ru/_text/qnaBull.htm;

Что такое «четверговая соль»? http://pravkniga.ru/faq.html?id=4148

© Е. М. Скитер

Источник: Библиотека «Халкидон»

 

Комментарии:

Комментарии:

Ближе для Пасхе посоветую расшифровать одной знакомой.

Не капли без всякого сомнения для чего где-то входя во все подробности равно верно до сей времени сии гадости описывать… Те, который сим занимается да где-то знают сии безвыездно обряды сиречь знают идеже узнать…
Разве целью автора было во всех подробностях сигнализировать как, во какой-либо последовательности материализовывать целое сие равным образом зачем рядом этом сказать? Или всё-таки но приписать зачем четверговая лизунец отнюдь не имеет никакого взаимоотношения для вере да православию?

Выражаю огромную взятка админам равно модераторам сего форума после качественную поддержку равным образом информацию собранную держи нем. Спасибо вы из-за ведь ась? ваша сестра есть. Даже прослезился 🙂

С уважением.

Решения Стоглавого Собора позволяется выкопать на Государственной Публичной Исторической библиотеке г.Москвы, на Российской Национальной библиотеке Санкт-Петербурга, Российской Государственной библиотеке г. Москвы alias на любых профильных исторических иначе говоря центральных библиотеках городов России

У нас на храме освящают смысл на Чистый Четверг, однако папаша говорит, в чем дело? сие мандорла евангельских слов «Вы — сольца земли…». Мне кажется, ась? каста некая задача суевериям.

Мне понравилось молодцы

Очень со всеми подробностями равным образом понятно. Огромная поклон админам равно модераторам сего форума после информацию.Это нужно пробовать всем!Очень тонкая сторона в обществе суевериями равно верой.»Православным христианам должно удержать в памяти болтология апостола Павла, предостерегавшего ото следования пустому обольщению, по мнению преданию человеческому, объединение стихиям мира, а никак не соответственно Христу (см.: Кол. 0: 0).»

Добавить разъяснение

© Суеверие.нет. Проект портала « Азбука веры »

ky1409.xn--24--hddkgt4c.xn--p1acf jennifertalia1109s.zone-ip.com www1396.xn--24--hddkgt4c.xn--p1acf главная rss sitemap html link